Инфантильная амнезия

Инфантильная амнезия

Инфантильная амнезия — утрата воспоминаний детства того периода, когда ребенок обладал способностью живо реагировать на различные впечатления, вызывавшие у него глубокие переживания, связанные с проявлением любви, ревности, ненависти и других чувственных страстей.
Странное, на первый взгляд, и удивительное, ранее, до З.Фрейда, не попадавшее в поле зрения ученых, психическое явление, выражающееся в том, что детские годы (обычно до 5-6 лет) окутаны у большинства людей «амнестическим покрывалом».
Ранние впечатления и переживания, которые впоследствии забываются и становятся недоступными для воспоминания взрослых людей, в действительности оставляют глубокие следы в душевной жизни и оказывают решающее влияние на дальнейшее развитие человека. Пытаясь раскрыть природу психического феномена утраты воспоминаний детства и понять то, какие силы совершают вытеснение из памяти детских впечатлений и переживаний, 3. Фрейд сформулировал два предположения, которые легли в основу классического психоанализа.

Согласно первому предположению, имеются точки соприкосновения между душевной жизнью ребенка и невротика, и, следовательно, кто сумеет разрешить загадку инфантильной амнезии, тот сможет объяснить и истерическую амнезию. В соответствии со вторым предположением, решение загадки инфантильной амнезии связано с признанием того, что эта амнезия находится в тесной связи с сексуальными переживаниями детства. В научной среде существует ряд теорий о природе инфантильной амнезии. В частности, причина отсутствия воспоминанийнейробиологами объясняется утратой нейронных связей, которые интенсивно формируются в раннем детстве и носят во многомхаотичный характер. Однако, объяснение механизма не объясняет сам факт существования такого феномена, который, кстати, отсутствует у некоторых животных.

Попытку объяснить инфантильную амнезию предпринимал Зигмунд Фрейд. По мнению Фрейда инфантильная амнезия тесным образом связана ссексуальностью раннего периода развития личности и несёт высокую психоэмоциональную нагрузку в связи с чем, первичный сексуальный опыт вытесняется в глубины бессознательного и практически никогда не достигает уровня полного осознания.

Согласно другой версии, детская амнезия объясняется беспомощностью ребёнка, зависимостью от складывающихся обстоятельств и окружения, обеспечивающего выживание. В таких условиях риск гибели ребёнка чрезвычайно высок. В связи с этим, личность в раннем детстве находится на уровне досознательного восприятия реальности, при котором отсутствует возможность осознания запредельного риска собственной гибели. Таким образом, имеет смысл предположить, что инфантильная амнезия несёт охранную функцию психики, в чём просматривается согласованность с Фрейдом, но защита от воспоминаний связана не с травматизмом осознания ранней сексуальности раннего периода развития, а с травмой рождения и невысокими шансами выживания в достаточно агрессивной среде. Режим иного уровня, то есть сознательного восприятия реальности, запускается примерно в тот момент, когда шансы на выживание повышаются до определённого уровня. Таким образом, феномен инфантильной амнезии носит эволюционный запрограммированный характер и связан с охранной функцией психики человека, не допуская полного осознания своей уязвимости в раннем периоде развития, так как это может нанести непоправимый урон психике человека в более зрелом возрасте.

Другие термины

comments powered by HyperComments