Инсайт
Инсайт (от англ. insight – проницательность, проникновение в суть) понятие, введенное в 1925 г. американским психологом немецкого происхождения Вольфгангом Келером. Обозначает внезапное разрешение проблемной ситуации. Специфика инсайта в том, что решение задачи происходит как внезапное озарение – путем постижения ситуации в целом, а не в результате анализа или продумывания. В опытах Келера обезьянам предлагались задачи, которые не могли быть решены прямым путем. Опыты показали, что обезьяны после ряда безрезультатных попыток достижения цели прекращали активные действия и просто разглядывали предметы вокруг. Спустя некоторое время они могли достаточно быстро прийти к правильному решению.
Впоследствии понятие инсайта приобрело ключевое значение в процессе психологического изучения научного творчества. В этом контексте инсайт — одна из основных стадий индивидуального творческого мышления, впервые описанная Г. Уоллесом расчленившим творческий процесс на стадии подготовки, инкубации, инсайта (озарения) и проверки найденного решения. Инсайт представляет собой попадание решения, найденного в процессе бессознательной мыслительной работы, в фокус сознания. Сознание в этот момент обычно отвлечено от решаемой проблемы, его направленность, как правило, не совпадает с ориентацией бессознательного решения, и поэтому найденное решение всплывает в сознании внезапно, сопровождаясь интуитивной уверенностью в его правильности и эмоциональной активацией.
Наиболее яркие примеры инсайта дает история науки — открытия Архимеда, Ньютона, Пуанкаре и др., осуществленные в виде внезапного усмотрения решений, приходивших к ученым в самых неожиданных ситуациях (соответственно, под яблоней, в ванной, на подножке автобуса).
Существование в структуре творческого процесса стадии инсайта рассматривается как одно из главных свидетельств тесной связи творчества с бессознательным мышлением.