Про детей и про секс…

Несколько зарисовок из жизни…
Конкурс «Маленькая Фея» среди девочек младшего школьного возраста. Я в зрительном зале,дочь участвует в группе поддержки одной из участниц. Участницы показывают номера, демонстрируя свои таланты. Номер одной из участниц явился поводом для размышлений. Одна из девочек представляет номер – бальный танец.В качестве группы поддержки- несколько пар взрослых танцоров.Танец поставлен таким образом,что за благосклонность юной девы, облаченной в стиле роковой женщины, борются двое зрелых мужчин.Каждый претендует на внимание юной прелестницы. Не сцене происходит борьба взрослых мужчин за сердце юной красавицы. Музыка, пластика, костюмы, замысел пропитаны сексуальным подтекстом. В конце действа барышня выбирает одного из претендентов и гордо удаляется с ним за сцену. В моей голове тут же пронеслась мысль, что композиция поставлена взрослыми и для взрослых и к детскому конкурсу имеет мало отношения.
Школа. Третьеклассники на прогулке. Мальчик с девочкой играют в свадьбу. Рядом несколько одноклассников проявляют живой интерес к происходящего, выступая в роли гостей. «Жених» задирает юбку «невесте», стремится поцеловать, демонстрируя стремление развивать сюжет далее.«Невеста» проявляет благосклонность и расположение к «жениху» и его действиям. Однако неожиданно вмешивается учитель продленного дня, резким замечанием прекращая игру, обещая рассказать родителям. Девочка оправдывается, просит ничего не говорить родителям. От учителя узнаю, что «жених» и «невеста» зарегистрированы в «Одноклассниках», дома все свободное время проводят, общаясь в социальных сетях.

У меня вопросы: «Чем заняты родители, пока дети так много общаются в «Одноклассниках»?» «Только ли с одноклассниками имеют дело дети, блуждая по просторам Интернета?» «Так ли уж нужно общение в «Одноклассниках», если завтра в классе они встретятся в живую?»
Позже узнаю, что игры в «свадьбу» приняли иной оборот. «Жених» снимает на телефон танцующую «невесту». «Невеста» фотографирует себя дома раздетой и мечтает стать стриптизёршей.
Другая ситуация. Школа. Второй класс. Одна из девочек с регулярностью и большим энтузиазмом повторяет одну и ту же «игру». Во время перемены на диванчике для отдыха она усаживается к кому-нибудь из мальчиков на колени, елозит, раскрасневшись до тех пор, пока ее не обнаружит учитель и не уведет оттуда.
Учителя начальной школы все чаще становятся наблюдателями игр с сексуальным подтекстом среди своих учеников. Дети не очень-то стесняются демонстрировать подобное поведение перед взрослыми. Возможно, в восприятии детей сексуально окрашенные игры постепенно переходят в разряд обычных ролевых игр, вроде парикмахера, милиционера, продавца.
Еще одно наблюдение – сегодня родители очень рано информируют детей о вопросах пола. Как правило, большинство детей знакомятся с вопросами деторождения в дошкольном возрасте. В книге одного известного психотерапевта, описывающего работу с маленькой девочкой, меня удивил один факт – родители посвятили ребенка в вопросы сексуальных взаимоотношений взрослых в двухлетнем возрасте. Это объяснялось необходимостью подготовить девочку к появлению в семье второго ребенка. Удивил меня не сам факт знакомства, а те чрезвычайно подробные анатомические особенности и детали, с которыми информирование осуществлялось. Я думаю, не связаны ли были трудности ребенка с его неподготовленностью к восприятию подобной, слишком подробной и реалистичной информации?
В нашем обществе наметилась противоречивая тенденция по отношению к детям. С одной стороны, дети воспринимаются как невинные, асексуальные существа, лишенные греховных, «грязных» мыслей, намерений. Они вызывают умиление своей неопытностью, непосредственностью, стремление сохранить эту «чистоту», открытость миру подольше.
С другой стороны, мир детей пробуждает у взрослых повышенную тревогу из-за своей беззащитности, уязвимости, зависимости, требует бОльшей ответственности. Ответственность за кого было ни было – ноша тяжелая, от которой хорошо бы поскорее избавиться. Каким путем этого можно добиться в отношении детей?.. Быстрее их сделать взрослыми, любым путем. Для этой цели хорошо подходит вариант раннего развития, когда взрослые стремятся опережать, подгонять естественный ход развития, лишая возможности постепенного созревания многих функций.
Требование опережения хорошо заметно в стремлении развивать умственную активность.
Ведь именно умственные особенности сегодня особенно «в цене». Тут есть, где приложиться различным методикам и школам раннего развития.

Эмоциональная сфера не так легко поддается тренировке-дрессировке, поэтому зачастую отстает от умственной составляющей.
На ускорение взросления работают многие внешние атрибуты – одежда, игрушки, журналы, фильмы, музыка. Одежда детей все больше становится похожа на одежду взрослых. Игрушки воспроизводят «игрушки» взрослых, отличаясь в сторону уменьшения размеров и количества функций. А в младшем школьном возрасте так и вовсе большинство детских игрушек заменяется взрослыми (мобильники, планшеты, компьютеры, плееры). Предметы, вещи, ранее считавшиеся сугубо взрослыми, плавно перетекают в детскую жизнь, работая на раннее взросление.
Сексуальные отношения – самая «взрослая» часть взрослой жизни, вызывает все больший интерес среди детей, не говоря уже о подростках. С каждым годом снижается возраст вступления подростков, детей во взрослые отношения. Эту сферу взрослости дети осваивают так же быстро и активно, как планшеты и смартфоны. Завершить статью хочу вопросами, которые задает английский психотерапевт Эрнесто Спинелли в книге «Зеркало и молоток»: «Если ребенок все более походит на взрослого в таком широком спектре способов действия, то как мы можем хоть с какой-то уверенностью утверждать, что это сходство не начнет включать в себя и специфические сексуальные интересы и модели поведения?… Если мы и в самом деле так озабочены охраной невинности и достоинства, присущих детству, то, видимо, следует спросить: а не служит ли порой все более настойчивое присутствие взрослых в жизни детей тому, чтобы помешать им почувствовать себя детьми?»

Юденкова Наталья

психолог, экзистенциальный консультант