Почему психоанализ?
Почему психоанализ?
Еще до появления психоанализа Зигмунд Фрейд, как и многие врачи его времени, использовал гипноз. В состоянии транса истерические пациенты могли описать забытые впечатления, травматические события и мучительные образы. Психиатр давал успокаивающий комментарий или внушал больному, что события носили совсем иной характер. Благодаря этому воздействию истерик избавлялся не только от душевных страданий, но и от телесных симптомов, среди которых частичные слепота и паралич, каталепсия, globus hystericus и многое другое. К гипнозу прибегали Жан Шарко, Пьер Жане, а также Йозеф Брейер, который вместе с Фрейдом сопровождал знаменитую пациентку Берту Паппенгейм.
Однако в последующие годы Фрейд отказывается от использования гипноза в своей практике. Почему? Проговаривание вытесненного материала в трансе и получение инструкций от врача, чье вмешательство должно было повлиять на восприятие истериком травматической ситуации, не всегда давало ожидаемый результат. Не все люди были склонны отдавать себя во власть незнакомца – сопротивление сказывалось само собой. Порой сила болезни оказывалась больше силы внушения, и ожидаемый катарсис не наступал. Кроме того, эффект гипноза зачастую оказывался временным, из-за чего требовался повторный сеанс. Но слишком частое использование гипноза приводила к зависимости больного от воли врача. В конце концов, сами пациенты убедили Фрейда, что прибегать к гипнозу не обязательно, достаточно просто выслушать их.
Но дело не только в этом. Случай Анны О., той самой Берты Паппенгейм, несмотря на большой прогресс в лечении, завершился не так, как можно было ожидать. В приступе бреда, молодая пациентка разыгрывает мнимые роды, в ходе которых утверждает, что ребенка она зачала от доктора Брейера. Потрясенный этими событиями, австрийский врач передает пациентку молодому Фрейду и покидает город.
Явление, которое стало причиной этого помешательства, основатель психоанализа позже отразил в понятии перенос. Драма любовных чувств и привязанности, разыгранная человеком в ранние годы его жизни, может быть возобновлена с новыми участниками, но если действие происходит в кабинете того, кто обязуется оказать помощь, то крайне важно, как он себя поведет. Своей работой и теорией Фрейд задал высокую планку как для своих последователей-психоаналитиков, так и для всех практикующих психологов и психотерапевтов (в конце концов, психоанализ и стал прообразом всех существующих терапевтических направлений). Завет Фрейда заключается в том, что аналитику необходимо занять место объекта переноса, но прочертить границу и не ответить на адресованные ему любовные чувства.
Гипноз лишь частный случай соблазна – соблазна отказаться от себя и своего желания и отдаться чужой воле. И подобные соблазны, в тех или иных проявлениях, встречаются на каждом шагу. Но если в случае врачебной практики конца 19 века эффект внушения контролировался и был необходим, чтобы оказать благотворное влияние на больного, то чаще мы встречаем не такие сильные, но и далеко не такие благожелательные стимулы. Очаровательные образы из реклам и кинофильмов, идеологемы и пропагандистские лозунги, советы от всезнающих инструкторов. В сфере психологической помощи также нередко пользуются таким манком. Там, где предлагают быстрое решение всех проблем или полное удовлетворение без каких-либо усилий, в конечном итоге придется отказаться от собственной памяти, желания и субъективности. Только этика дает твердую опору любой терапии.
Именно этика является самым прочным каркасом для работы психоаналитика. Психоанализ – это не о том, чтобы в мгновение ока наладить свою жизнь. Психоанализ – это об усилии прислушаться к себе, проделать работу над собой и рассмотреть сложность себя и других людей. В психоаналитическом кабинете анализанту предстоит встретиться со своим бессознательным и обрести то, что у него уже есть, но чем он не обладает. И это единственное место, где можно оказаться наедине с самим собой, не оставаясь при этом в одиночестве.
Записаться к специалистам нашего центра можно по телефону +375291916311.