Миф о Нарциссе

Многие из нас помнят миф о нарциссе, эту историю о прекрасном юноше, который влюбился в собственное отражение в реке, но не смог с ним расстаться и умер. Но подлинный миф гораздо интереснее.

03

Древнегреческий миф рассказывает историю, о прекрасном юноше по имени Нарцисс. Нарцисс был сыном беотийского речного бога Кефисса и нимфы Лириопы.

Родители юноши обратились к оракулу Тиресею, их интересовало будущее сына. Прорицатель сказал, что Нарцисс проживет до старости, если не увидит своего лица (или своего отражения).

Нарцисс вырос юношей необычайной красоты, и его любви добивались многие женщины, но он был безразличен ко всем. Когда в него влюбилась нимфа Эхо, красавец отверг её чувства.

Нимфа Эхо, пленённая его красотой, жестоко страдала от неразделённой любви. В конце — концов, Эхо ушла в горы, иссохла и там умерла, оставив свой голос. Но перед смертью прокляла юношу: «Пусть не ответит Нарциссу взаимностью тот, кого он полюбит». И другие отвергнутые Нарциссом женщины потребовали у Богини правосудия Немесиды наказать его.

narcissus

Содержащиеся в бессознательном архетипы предстают пред сознание в сновидениях, фантазии, творчестве и традиционных мифологических образах.

При анализе мифа о Нарциссе мы можем выявить в его содержании большинство основных, названных Юнгом, архетипов. Это архетип Тени, архетип Старого Мудреца или Мага, архетип Анимы, архетип Матери и архетип Трансформации.

✨ Архетип Мага

Архетип Мага является архетипом смысла, подобно тому, как Анима представляет собой архетип жизни. Его появление сопровождается страхом и деморализацией. Старый Мудрец представляет собой знание, познание, размышление, мудрость, ум и интуицию, а также такие моральные качества, как доброжелательность и готовность помочь. Однако Маг может быть и своей противоположностью: как оживляющим, так и убийцей. Уже само противопоставление чёрной и белой магии указывает на двусмысленный характер этого архетипа. Так в мифе о Нарциссе этот архетип представлен образом слепого прорицателя Тиресия, который предвидел судьбу Нарцисса и предупредил его мать, что тот погибнет, если познает себя. Однако сама слепота Тиресия, которой он был наказан, указывает на трагичность его знаний, неизбежность и неизменность пророчества.

✨ Архетип Тени

Архетипом Тени Юнг назвал те аспекты подсознания, которые принадлежат преимущественно к сфере личностных переживаний и могли бы быть осознаны человеком. К переживанию Тени подойти чрезвычайно трудно, т.к. уже не человек в его целостности оказывается на первом плане. Тень постоянно напоминает человеку о его бессилии и беспомощности, указывая на те качества и импульсы, на которые человек предпочитает смотреть сквозь пальцы. Тень можно охарактеризовать как «другую сторону» самого себя, которая обычно содержит ценности, необходимые сознанию, но форма, в которую они облечены, затрудняет их использование. Одним из наиболее распространенных символов Тени является зеркало или водная поверхность. Можно сказать, что, погрузившись в изучение собственной Тени, Нарцисс растворился в ней, не сумев воспринять предложенную ему  информацию.

✨ Архетип Анимы

Архетип Анимы характеризуется как жизнь под сознанием, которое не в состоянии её интегрировать, напротив, оно само всегда проистекает из жизни. Анима, желая жизни, желает и добра и зла, заставляет верить в светлое и доброе, а это первобытное состояние, которое проявляется задолго до всех возможных противопоставлений морали и эстетики. В мифе о Нарциссе архетип Анимы явлен образом нимфы Эхо, которая, повторяя слова Нарцисса, стала проводником его мыслей и могла его спасти, если бы он ее полюбил, если бы прислушался к ней (а значит – к себе). Если игнорировать Аниму, то результат может быть плачевным: от невозможности самореализации до буквальной гибели, что мы и наблюдаем в мифе о Нарциссе.

10415

✨ Суть архетипа Матери состоит из объединения всего материнского: мудрость, магический авторитет, родительница, нечто потаенное и благостное, мир мертвых, нечто возбуждающее страх и неизбежное. Основную противоречивость этих свойств Юнг сформулировал в виде оппозиции любящей и устрашающей матери. В указанных характеристиках можно узнать некоторые качества Анимы. И действительно, в истории с Нарциссом архетипы Матери и Анимы переплетаются в своих функциях.

Кроме того, архетип Матери в данном случае тесно связан с архетипом Тени: оба они явлены водной поверхностью, и тогда смерть Нарцисса воспринимается как возвращение в материнское лоно, а если вспомнить, что отцом Нарцисса был речной бог Кефис, то погружение в реку можно в полном смысле представить себе как возвращение к первоисточнику, к обоим родителям, явленным единым целым.

✨ Архетип Трансформации

И, наконец, архетип Трансформации, который отличается от предыдущих тем, что является своеобразным процессом, не персонифицирован, представлен процессом перерождения, превращения Нарцисса в цветок. Стоит отметить, что трансформация может быть выражена как развитием, так и деградацией, но все же в большинстве случаев архетип Трансформации указывает на возможности роста. В случае с Нарциссом сложно сказать, какая тенденция преобладает. С одной стороны, его смерть несомненна и трагедия очевидна. Но если смотреть иначе, то превращение Нарцисса в цветок может быть воспринято как путь к бессмертию. Не случайно в Китае цветок нарцисса называют «водный и бессмертный» и связывают с символикой Нового года, а на Западе часто рассматривается как символ весны, ведь увядая летом и проводя зиму под землей, весенней порой нарцисс «воскресает».

Интересно, что в контексте тантрической традиции миф о Нарциссе может быть интерпретирован как постижение великой пустоты небытия. И тогда растворение в собственном отражении может быть воспринято как завершение великого пути.

Таким образом, миф о Нарциссе иллюстрирует проявление основных архетипов, однако наибольшее внимание в нем уделяется архетипу Трансформации, архетипу Тени и архетипу Анимы.

4e317d893e4a

comments powered by HyperComments