Дионис
ДИОНИС, БОГ ВИНА И ЭКСТАЗА:
мистик, любовник, странник
Дионис как бог и как архетип близок к природе и к женщинам. Ему хорошо знакомы мистическое царство и мир женщин. Он часто предстает в мифологии как нежеланная и неспокойная стихия, причина конфликтов и безумия, – такую же роль Дионис может играть и в психике мужчины.
Дионис (у римлян Бахус) – бог вина и виноделия, а также “бог экстаза и ужаса, неистовства и самого блаженного освобождения”1. Младший из олимпийцев, он единственный среди них, у кого мать – смертная. Виноградная лоза, плющ, фиговое дерево (инжир) и ель – растения, дорогие его сердцу. Его символы в животном мире: бык, козел, пантера, олень, лев, леопард, тигр, осел, дельфин и змея. Его царство “распространяется на всю природу, и в особенности на ее животворную и оплодотворяющую влагу: текущий в дереве сок, пульсирующая в венах кровь, жидкий огонь винограда, таинственные неуправляемые приливные процессы в природе – то, что приходит и уходит”.
В мифах и ритуалах Диониса окружали женщины: пока он был божественным ребенком, это были мамки и няньки, а потом – очарованные любовницы, неистовые менады и вакханки, одержимые богом Дионисом. Его изображали либо в образе ребенка, либо чаще в образе юноши, завернутого в звериную шкуру, с венком из плюща или винограда на голове и с тирсом в руке (тирс – это жезл, увенчанный еловой шишкой и часто увитый виноградом или плющом).
Архетип Диониса обладает как мощным позитивным, так и негативным потенциалом, в нем смешались самые возвышенные и самые низменные чувства. Присутствие этого архетипа ведет к возникновению конфликта как внутри психики, так и в отношениях человека с обществом. Архетип Диониса присутствует как в мистиках, так и в убийцах. Помимо этих крайних случаев, архетип Диониса есть в мужчинах (и женщинах), которые склонны к экстатическим переживаниям и противоречивым побуждениям.
Один из образов Диониса – божественное дитя. Архетип божественного ребенка ассоциируется с необычным характером и судьбой. В снах современных людей этот архетип часто представлен не по годам развитым младенцем, который разговаривает со сновидцем или каким-то иным образом проявляет неординарные для своего возраста способности. Когда человек соприкасается с архетипом божественного ребенка внутри себя, у него возникает ощущение, что “моя” жизнь имеет особое значение или что в “моей” душе сосуществуют божественные и человеческие составляющие, – что нередко знаменует для человека начало духовного путешествия или вступление на путь самопознания.
Однако в архетипе Диониса очень сильны инстинкты, и эго легко попадает под их власть. Если человек ассоциирует себя с архетипомбожественного ребенка, ему (или ей) часто бывает сложно приспособиться к повседневной жизни. Такой человек ждет особого отношения или признания со стороны окружающих и чувствует себя уязвленным, когда люди не признают его исключительность и требуют, чтобы он выполнял свою долю повседневных бытовых обязанностей. С психологической точки зрения, он страдает от непомерно раздутого чувства собственной важности.
Если архетип Диониса – а вместе с ним и аспект божественного ребенка – подвергается подавлению, возникают другие сложности: человек чувствует себя ненастоящим; у него возникает смутное ощущение, будто он упускает что-то важное; ему кажется, что в его жизни нет смысла.
Дионис и Гермес – это два архетипа, чье присутствие в психике мужчины делает из него вечного юношу (или, пользуясь выражением Юнга, Puer Eternus), независимо от биологического возраста. Дионисийский вариант архетипического юноши – это эмоциональный эксцентричный человек, глубоко и страстно погружающийся в то, что увлекает его в данный момент, и совершенно забывающий при этом о любых обязанностях, делах и встречах. Поэтому он не может заставить себя работать для достижения каких-то долгосрочных целей. Так же маловероятно и то, что он станет поддерживать стабильные взаимоотношения с женщиной. Размеренность и последовательность ему чужды. Подобно богу Дионису, он блуждает по миру, привлекая к себе женщин, внося разлад в их привычную жизнь, а затем идет своей дорогой.
Мотив побега и погони – неизменная составляющая мифов о Дионисе и его последовательницах. Например, по велению царя Ликурга Диониса избили и вынудили броситься в море. Поклонявшиеся ему женщины, объятые ужасом, пустились наутек, но их настигали и беспощадно избивали.
Согласно мифам, Дионис путешествовал по всему миру (как его знали греки), призывая женщин на некоторое время оставить домашние очаги и ткацкие станки, чтобы отправиться вслед за ним в горы для экстатических празднеств. Этим он нередко пробуждал враждебность местного населения. Не удивительно, что богиня брака Гера стала его непримиримым врагом, – ведь они с Дионисом проповедуют совершенно непримиримые ценности. Гера чтит прочный брак с его социальными обязательствами, нерушимыми узами и верностью. Дионис пробуждает всепоглощающую страсть и призывает женщин забыть свои привычные роли.
Мотив расчленения постоянно повторяется в мифах о Дионисе, разделившем судьбу более раннего египетского бога Осириса. Позже роль божественного сына, прошедшего через смерть и воскресение, досталась также Иисусу Христу. Архетип Диониса предрасполагает мужчину (или женщину) к психологическому расчленению или распятию вследствие неспособности примирить противоположные внутренние силы. Мужчина-Дионис часто оказывается как бы “распят на кресте”, обуреваемый двумя противоположными порывами. Например, он может одновременно стремиться к тому, чтобы слиться с возлюбленной, и к тому, чтобы покинуть ее. “Расчлененность” – образно говоря, неспособность “сохранить целостность”; ощущение, что ты расколот на множество частей, – довольно обычное состояние для мужчин этого типа.
Мотив расчленения особенно силен, когда архетип Диониса сочетается с религией, уделяющей большое влияние чувству вины. Примером могут служить иудео-христианские религии, предписывающие: “Если рука вводит тебя в искушение, отсеки ее”. Поскольку мистицизм и сексуальность суть два аспекта Диониса, молодой человек, заинтересовавшийся, например, католическим мистицизмом, может считать себя ужасным грешником, поскольку его постоянно преследуют чувственные ощущения и одолевают эротические фантазии. Сны о расчленении при помощи мечей и ножей довольно часто снятся мужчинам (и женщинам), чьи внутренние порывы вступают в непримиримый конфликт с верой.
Как ни трудно предсказать, каким образом проявится Дионис в жизни конкретного человека, у носителя этого архетипа есть некоторые узнаваемые черты, обычно вызывающие недоверие или отторжение у других мужчин. По стандартам “серьезных людей” мужчина-Дионис слишком женствен, или мистически настроен, или ведет себя очень уж вызывающе, или опасен, или излишне обаятелен и привлекателен, – в общем, они неуютно чувствуют себя в его обществе. Дионис разрушает обыденность. С одной стороны, этот мужчина побуждает окружающих к бунту, а с другой – архетип Диониса не дает ему самому жить как все.
Если в поисках экстатических переживаний молодой Дионис обращается к мистике и религии, он может стать священником. При этом он склонен уделять особое внимание ритуалам и мистической составляющей таинств и церемоний. Или он уйдет в ашрам, где для достижения измененных состояний сознания используется барабанный бой и пение мантр. Дионисийская составляющая исключительно сильна в чувственном мистическом опыте Тантра-йоги или в практиках последователей Ошо. Во всех этих случаях его работа определяется потребностями религиозного сообщества, что очень хорошо подходит не склонному к конкуренции Дионису.
Мужчину-Диониса не привлекает карьера, подразумевающая жесткую конкуренцию и амбиции, не интересует его и академический мир отвлеченных идей. Любое дело, требующее многолетнего обучения и практики, – не для него. Влияние и власть тоже его не привлекают. Поэтому не удивительно, что многим мужчинам-Дионисам трудно найти работу по душе.
Среди представителей этого типа есть много безработных, не осуществивших свои потенциальные возможности людей и мало достигших успеха в карьере. Бывает, что Дионис добивается успеха в творчестве, когда талант осуществляется через его способность работать с темными порывами души или решать дионисийские конфликты. Пьеса Юджина О’Нила “Комета Айсмана” создана на материале, собранном за годы, когда автор предавался беспробудному пьянству. Другой драматург, лауреат пулитцеровской премии Сэм Шеппард часто делает героями своих пьес непохожих друг на друга братьев, описывая полярные стороны собственной личности. Архетип Диониса также часто присутствует в рок-звездах, музыкантах и актерах. Многим из них пришлось в свое время бороться с алкогольной или наркотической зависимостью.
Бога Диониса окружали женщины, и это же обычно касается Диониса-мужчины. Женщины, в ком сильны материнские инстинкты, часто видят в нем неблагополучного и уязвимого ребенка, нуждающегося в заботе. Будь это молодой человек или мужчина средних лет, его ребяческое поведение пробуждает в женщинах определенного типа желание позаботиться о нем. Возможно, в детстве он пережил грубое обращение или неприятие, и при виде того, как этот мужчина зализывает свои душевные раны, в некоторых женщинах просыпается материнский инстинкт.
Притягивает женщин также чувственность Диониса и его любовь к красоте: одни становятся ему просто подругами, другие – потенциальными любовницами. Занятие любовью с Дионисом производит глубокое впечатление на женщину – особенно если она никогда прежде не была близка с мужчиной, для которого секс – это экстатический опыт слияния с партнершей. В одной женщине он пробудит сексуальность, и она всегда будет благодарна ему; для другой он превратится в наркотик; третья станет безумно ревновать его ко всем. Когда он становится важен для женщины, ее жизнь нередко наполняется трагедиями и катастрофами, ибо ей приходится приспосабливаться к резким эмоциональным подъемам и спадам, которые свойственны этому мужчине.
Мужчина-Дионис искренне любит женщин, и, начиная с детского сада, у него есть подружки, с которыми его объединяют общие интересы, доверительные отношения и глубочайшая дружба, какая редко связывает мужчину и женщину.
Дионис обычно не находит общего языка с другими мужчинами. Он не чувствует себя непринужденно в спортивной раздевалке или в маклерской конторе, поскольку взаимоотношения между мужчинами в этих случаях слишком безличны и сориентированы на достижение общих целей. Он слишком индивидуалистичен, чтобы играть в команде. Его мало интересует соревнование, и он не умеет подчиняться, а поэтому не может быть “одним из ребят”.
Как это ни парадоксально, если он все-таки дружит, то крепче, чем многие более общительные мужчины. Некоторые друзья-мужчины очень важны для него – каждый по-своему. С другом-Гефестом он ведет глубокие содержательные беседы; причем Гефест обнаруживает, что Дионис по-настоящему понимает его творчество: он прикасается к его работам с тем же благоговением, с каким Гефест их творил. По-своему влечет к Дионису и Аполлона, являющегося его противоположностью.
Бог Дионис мог, не таясь, плакать о друге – то же касается и Диониса-мужчины. Когда погиб Ампелос, друг Диониса, бог долго плакал над его могилой. Дионису помогла утешиться лишь виноградная гроздь, политая его слезами, и вино из этого винограда.
Для Диониса очень важно проявлять свою бурную врожденную сексуальность. Мужчина-Дионис может быть гетеросексуальным, гомосексуальным или бисексуальным. Сексуальность имеет для него важнейшее значение, независимо от того, является ли он неразборчивым в связях рок-музыкантом или священником, соблюдающим обет безбрачия. Пробудить его врожденную чувственность очень легко. Он может направлять в сексуальность не меньше психической энергии, чем иные мужчины вкладывают в карьеру. Дионис способен на экстатические половые переживания без глубоких личностных взаимоотношений с партнершей, – при этом его ощущения могут быть значительно усилены музыкой или наркотическими веществами. Чувствительная партнерша может ощутить, что он настолько погружен в любовный акт и углублен в измененное состояние сознания, что секс становится для него практически безличным. В этот момент он не столько занимается сексом с конкретным человеком, сколько переживает архетипический дионисийский опыт.
Женщина, сориентированная на традиционные ценности, не видит в Дионисе “перспективного мужа”. И она права. Нельзя рассчитывать, что он будет всю жизнь работать с девяти до пяти, чтобы прокормить семью, достигнет выдающихся успехов в бизнесе или профессии, обеспечит ей положение в обществе и достаток. Жизнь с ним непредсказуема – как с эмоциональной, так и с материальной точки зрения.
Проблемы возникают, когда женщина влюбляется в Диониса, а вступив в брак, ожидает, что он станет другим – уподобится степенным надежным мужчинам, которые, между прочим, ее никогда и не привлекали. К тому же скорее всего именно она настояла на браке, ибо он живет текущим моментом и не склонен брать на себя обязательства на всю жизнь. Еще одна ошибка, способная причинить ей немало боли, – ожидание, что он будет моногамен в браке.
Однако (и в этом еще один парадокс его натуры и параллель с богом Дионисом) на определенном этапе жизни он может жениться и будет беречь свой брак, а также любить и лелеять жену, которую он понимает и чувствует всей душой.
Если Дионис занимает важное место в психике мужчины, определяя его эмоции и поведение, тогда очень велика вероятность серьезных психологических проблем – намного выше, чем у носителей других архетипов. Масштабы этих проблем зависят от власти архетипа – от того, насколько он силен по сравнению с эго. Лишь мужчина с сильным и здоровым эго способен должным образом ограничивать влияние данного архетипа и выбирать, когда, как, с кем и при каких обстоятельствах он будет давать волю Дионису.
Более того, наше моралистическое пуританское общество обращает на Диониса больше негативных суждений, чем на любой другой архетип, – что усугубляет его психологические проблемы. Такое отношение может привести к заниженной самооценке, а также к стремлению подавить в себе данный архетип, что тоже влечет за собой негативные последствия.
Если мужчина-Дионис играет важную роль в жизни женщины, можно не сомневаться, что скучать ей не придется. Насколько беспокойно, радостно или больно ей будет с ним, зависит и от него, и от нее, и от характера их взаимоотношений. Что это – проверенная годами дружба или недавно вспыхнувшая любовь? Ни к чему не обязывающий союз или брак? И (что не менее важно) какие надежды она питает по поводу этих взаимоотношений?
Если она – исполненная надежд Гера (богиня брака, архетипическая жена), рассчитывающая, что их пылкая страсть перерастет в стабильный моногамный брак, эти взаимоотношения будут для нее крайне неблагоприятны. Они раскроют в женщине наихудшие теневые аспекты архетипа Геры – ревность и мстительность.
Однако Дионис часто играет значительную роль во время важных переломных этапов жизни женщины. Он может войти в ее жизнь, чтобы “забрать от очага и увести на пир”, и тем самым разрушить постылый брак и пробудить в женщине страсть и гнев, которые она подавляла всю жизнь, вначале играя роль хорошей девочки, а потом – хорошей жены. Однако в результате подобных катаклизмов могут пострадать ее дети.
Другой переломный этап, когда мужчина-Дионис часто входит в жизнь женщины, – после ухода мужа и расторжения брака. Здесь чувственный Дионис опять-таки совершает своего рода инициацию, пробуждая в ней эротизм и эмоциональность. Он может познакомить ее с наркотиками, энергичной музыкой, экстатическими медитативными практиками.