Гефест

ГЕФЕСТ, БОГ КУЗНИ:
ремесленник, изобретатель, затворник

Гефест как бог, архетип и мужчина олицетворяет глубокую человеческую потребность создавать функциональные и красивые вещи. Отвергнутого и сброшенного с горы Олимп, Гефеста не оценили по достоинству в надменном царстве Зевса, где в цене лишь способность властвовать и внешний лоск. Он в одиночестве трудится в своей подземной кузне. Подобным же образом его атрибуты не получают должной оценки в патриархальном обществе, и таким людям, как он, сложно добиться успеха.

%d0%b3%d0%b5%d1%84%d0%b5%d1%81%d1%82

Гефест (у римлян Вулкан) – это бог кузни, ремесленник и художник олимпийцев, чья кузня работала на вулканическом огне. К Гефесту обращались с молитвами, когда нужно было усмирить разрушительные силы вулкана. Его считали богом подземного огня, и его имя по-гречески также обозначает “огонь” в самом общем смысле этого слова.

Его изображали в виде крупного мускулистого мужчины с мощной шеей и волосатой грудью. У Гефеста повреждена ступня, поэтому при ходьбе он хромает. Меньше всего обласканный судьбой и, наверное, наименее счастливый из всех богов, он увечен, неуверен в своем происхождении, отвергнут родителями и несчастлив в любви. Но при этом Гефест обладает творческим гением и является единственным богом, который работает.

Подобно тому как Гефеста-бога низвергли с Олимпа, так и этот архетип не ценим и отвергаем в культуре, где чтут героизм, интеллект, возвышенные духовные ценности, власть, способность делать прогнозы на будущее и правильно рассчитывать следующий шаг. В культуре небесных богов, каковой является патриархальная культура, все “земное” подвергается недооценке или угнетению: Мать Земля, страстные чувства, инстинкты, тело, женщины, а также подобные Гефесту мужчины.

В раннем детстве Гефеста отверг его отчим Зевс, правивший с Олимпа и метавший оттуда молнии, и мать, Царица Небес Гера. Недружелюбно относились на Олимпе к Гефесту и тогда, когда он стал взрослым. Согласно мифам, когда Гефест попадал на Олимп, он выступал в роли посмешища: шут, пьяница, муж-рогоносец. Однако в своей стихии – в кузне, на работе – Гефест-ремесленник при помощи огня и инструментов превращал грубое сырье в прекрасные изделия.

Этот образ жизни представляет собой архетип творческой работы, – работы, чьими символами являются вулканический огонь и кузня; работы, к которой побуждает изгнание с Олимпа и падение на землю; работы, которая исцеляет травмированного творца и позволяет ему проявить себя. Архетип Гефеста составляет основу глубочайшего инстинктивного стремления работать и творить “в кузнице души” – такую метафору использовал Джеймс Джойс в книге “Портрет художника в юности”.

Когда в психике человека присутствует этот архетип, красота и глубина, которые в противном случае были бы похоронены внутри мужчины (или женщины), освобождаются через работу, облекающую данные аспекты личности в зримые формы. Это путь личного становления, противоположный интуитивному постижению (когда внешний опыт трансформируется во внутренние смыслы). Здесь же все происходит наоборот: нечто, присутствующее внутри человека, обретает зримую физическую форму, а вслед за тем приходит осознание значения этого объекта внутренней реальности.

Микеланджело говорил, что освобождает прекрасные статуи из мраморных глыб, куда они “заточены”. Мне любопытно, случалось ли ему на шаг отступить от только что законченной работы и, глядя на нее, осознать, что он сделал видимым нечто, таившееся внутри него. Когда в личности человека присутствует архетип Гефеста, он, творя и созидая, придает форму невысказанным глубинам своей души.

Огонь, ассоциирующийся с Гефестом, – это подземный огонь, расплавленное ядро, вздымающееся из глубин вулканической лавой. Подземный огонь – это метафора чувственных страстей – буйное пламя половых и эротических чувств, томящееся в теле до тех пор, пока человек не найдет ему выражение. Это также сдерживаемые и подавляемые гнев и ярость; или же страсть к красоте, которая ощущается как смутное волнение в теле (недаром тело человека нередко символически уподобляют земле).

Эти чувства, скрывающиеся под поверхностью глубоко интровертной личности, могут прорваться бурно и неожиданно. Когда такой человек в задушевной беседе рассказывает кому-то о своих чувствах, собеседник почти всегда удивляется: “А я и не думал, что внутри тебя бурлят такие страсти”.

Архетип Гефеста обусловливает склонность мужчины (или женщины) не говорить о своих чувствах и не обращать на них внимания. Он предпочитает отправиться в свой личный вариант кузни и работать в полном одиночестве. Там он либо сублимирует чувства, либо выражает их в работе. Например, архитектор, которому хочется мира и порядка в доме, может вложить свои чувства в проектируемые им здания (вместо того чтобы поговорить со своими домашними о том, как его раздражает беспорядок); художник-абстракционист создает на полотнах ту атмосферу, к которой стремится, или же выражает в картинах гнев и боль оттого, что на его чувства никто не обращает внимания (при этом он никогда прямо о них не говорит или, в лучшем случае, говорит, но недостаточно четко).

Мужчина-Гефест – впечатлительная интровертная личность. Окружающим сложно понять, что происходит в глубине его души, а ему трудно прямо говорить о своих чувствах. Он может стать эмоциональным калекой, коптящим вулканом – или же очень творческим и продуктивным человеком.

Гефест был единственным работающим богом. В своей кузне – аналог художественной студии, механической мастерской или научной лаборатории – он неустанно трудился, создавая красивые и полезные вещи: оружие и доспехи, колесницы, золотых служанок, которые двигались, как живые, и даже Пандору. Никакой мужчина так всецело не погружается в работу, как Гефест, нашедший дело своей жизни. За годы учебной практики в медицинских учреждениях я встречала множество врачей, чья страсть к работе и необычайное мастерство свидетельствовали о присутствии Гефеста в их психике. Среди них были хирурги, приводившие коллег в восхищенный трепет своим мастерством и выносливостью – с ними просто физически не могли тягаться врачи и практиканты, которые были на двадцать-тридцать лет моложе их.

Более типичная среда для Гефеста – мир творческих людей. Многие люди искусства считают себя “аутсайдерами”, страстно увлечены работой и выражают в творчестве свои глубокие и сильные чувства. За годы работы психоаналитиком мне повстречались три особенно ярких представителя архетипа Гефеста: художник, архитектор и скульптор, работающий с металлами. Всех их привел в мой кабинет стресс и желание лучше осознать свои сильные, но не находящие словесного выражения чувства. Подобно Гефестам-хирургам, они полностью отдавали себя работе, трудясь денно и нощно, – однако не получали ни признания, ни должного вознаграждения. Этих мужчин тоже занимали размышления над тем, как осуществить свои смелые замыслы, и они проводили массу времени за разработками и экспериментами, создавая модели будущих произведений, – в точности как хирурги, которые часами оперировали животных, чтобы отработать необходимые для спасения людей навыки.

Для мужчины-Гефеста работа – это нечто большее, чем профессия, источник заработка или возможность обрести статус. Им движет инстинктивное стремление превзойти последние достижения в своей области, – и он отдает этому все силы. Работа придает его жизни глубину и значение. Все, что он знает о боге внутри себя, открывается ему в моменты творческого вдохновения.

Женщины играют исключительно важную роль в жизни мужчины-Гефеста, и нередко его судьба всецело зависит от них. Ему нужна женщина, которая будет следить за его личным благосостоянием, служить источником творческого вдохновения, учить искусству общения и представлять его работу во внешнем мире. Многие люди, играющие первостепенную роль в его жизни, – женщины: мать, учительница, руководительница дипломного проекта, владелица художественной галереи, начальница. Он искренне восхищается женщинами, обладающими умом, настойчивостью и красотой, а поэтому его влечет к обладательницам этих качеств и нередко они получают огромную власть над ним. Если женщина сможет ощутить глубину и чувствительность этого мужчины и к тому же пробудит воображение Гефеста, она может произвести на него неизгладимое впечатление. Независимо от того, сколь долгим будет реальное общение, эти взаимоотношения будут жить в его внутреннем мире еще много лет (возможно, воспоминания о них не померкнут никогда). Для большинства мужчин-Гефестов значимые взаимоотношения немногочисленны и редки.

Из-за впечатлительной интровертной натуры общение дается ему нелегко. Случается даже, что он ведет себя в обществе просто неприемлемо. Это не тот человек, который умеет завязывать светские знакомства. Флирт не принадлежит к числу его любимых игр.

Мужчина-Гефест – человек не компанейский. Ему претят поверхностные приятельские отношения, характерные для экстравертов. Мужчины, склонные заниматься общественной работой (те, кто впоследствии становятся работниками корпораций и профессиональных организаций), сразу замечают, что это человек не их породы. Если даже в его характере присутствуют такие архетипы, как Аполлон или Гермес, которые помогают ему влиться в коллектив, архетип Гефеста все равно не позволит по-настоящему почувствовать себя частью общего дела.

У Гефеста нередко возникают определенные проблемы с мужчинами, наделенными властью и авторитетом. Это может быть отец, учитель, начальник. Если кто-то пытается его “построить” (примерно теми методами, какими в американском флоте “салаг превращают в настоящих мужчин”), обычно из этого ничего не выходит, – и тогда разгневанный авторитет может просто вышвырнуть Гефеста прочь. На Гефеста не действуют исходящие извне требования соответствовать чужим стандартам, – отчасти потому, что он сориентирован на внутренний мир, а отчасти – потому, что гнев и осуждение людей, стремящихся перекроить его по своему образцу, пробуждают в его душе встречный гнев, который он подавляет и накапливает. Из-за этого кипящего внутри гнева Гефесту еще труднее делать то, что от него требуют. А люди с авторитарным характером склонны преувеличенно реагировать на любое поведение, которое они воспринимают как неуважение или строптивость, – чем только усугубляют ситуацию.

Однажды бог войны Арес безуспешно пытался силой привести Гефеста на Олимп. Гефест прогнал Ареса, бросая в него горящие головешки. Подобно богу, Гефест-мужчина не терпит насилия и, если оно направлено против него, “вспыхивает” огнем враждебности. Даже бог войны, известный своей неуемной силой и яростью, не смог принудить Гефеста к тому, чего тот делать не хотел, – не годится такой подход и в отношении мужчины-Гефеста, даже молодого.

И наоборот, Дионис напоил Гефеста вином и уговорил поехать вместе с ним на осле. Дионис и не пытался прибегнуть к силе. Он нашел другой способ преодолеть упрямство Гефеста и преуспел там, где Арес потерпел поражение. Он вошел на территорию бога кузни, смягчил его непреклонную позицию при помощи вина, и Гефест вдруг стал сговорчивым – от воинственного настроения не осталось и следа.

Миф находит параллели в жизни: Гефест и Дионис действительно часто становятся друзьями. Бывает, что только другому закоренелому аутсайдеру удается завязать близкое знакомство с мужчиной-Гефестом. Совместная выпивка во многих случаях служит объединяющим мужчин ритуалом. Групповая инициация при помощи алкоголя – не для Гефеста. Но он вполне может сблизиться с индивидуумом, который любит красоту, знает, что такое боль, и не боится проявлять свои чувства, – а мужчина-Дионис именно таков. Более экстравертный и экспрессивный Дионис способен высказать, эмоционально изобразить и артистично сыграть то, что остается невысказанным в Гефесте. Такая способность взаимно дополнять друг друга составляет основу для глубоких и прочных взаимоотношений – Дионис может стать одним из немногих друзей Гефеста.

Глубина и замкнутость – эти слова характеризуют все аспекты жизни Гефеста, в особенности его сексуальность. Он моногамен и верен – и ожидает от партнерши того же. Слишком часто его ждет та же судьба, что и бога Гефеста: он обнаруживает, что любимая женщина его предала. Он сам отчасти виноват в неверности возлюбленной, ибо уделяет ей недостаточно внимания – пусть даже всегда носит ее образ в своем сердце. Типичный Гефест слишком увлечен работой, посвящает любимой мало времени, он не общителен и может подолгу не заниматься сексом.

Он способен сублимировать сексуальное пламя в творчество и склонен к долгим периодам воздержания, даже состоя в браке. Работа превращается для него в своего рода возлюбленную – она отнимает у него время и половую энергию.

В сексе внутренний духовный опыт имеет для мужчины-Гефеста намного большее значение, чем чувственное удовольствие от физического акта. Вполне возможно, что он, в отличие от партнерши, не воспринимает секс как общение или единение. Однако партнерша становится для Гефеста источником внутреннего опыта, – и он воистину дорожит ею.

Для мужчины-Гефеста брак одновременно исключительно важен и проблематичен. Его внешнее благополучие и душевный комфорт напрямую зависит от того, на ком он женится и как будут складываться отношения в браке. Оставшись холостяком, он может оказаться в эмоциональной изоляции. Согласно традициям (и стереотипам), большинство мужчин, и в особенности интровертный Гефест, считают, что о взаимоотношениях с окружающими должна заботиться жена. Она приглашает гостей, устраивает праздники, строит планы на отпуск, поддерживает связи с родственниками и помнит важные даты.

Большинству мужчин-Гефестов приходится столкнуться с ощущением, что их не принимают окружающие, что они не соответствуют общественным стереотипам (или ожиданиям) относительно того, каким должен быть мальчик, а затем мужчина. Гефест, выходец из неблагополучной семьи, где над ним издеваются, вырастает еще больше склонным к одиночеству, чем если бы рос в нормальной семье. Обладая замкнутым интровертным характером, он обычно не может компенсировать недостаток одобрения и приятия со стороны близких популярностью или успехами в школе (для этого необходимо присутствие также других архетипов в его характере).

Став взрослым, Гефест по-прежнему встречается с проблемами адаптации к обществу. Благодаря работе он может осознать, что является человеком продуктивным и творческим и окружающие ценят его. Но поскольку он не умеет общаться и вести политические игры, этот путь тоже оказывается для него нелегким. Так что можно ожидать, что у него возникнут определенные психологические проблемы.

Женщине может быть трудно общаться мужчиной-Гефестом, если она хочет чтобы он рассказывал ей о своих чувствах и планах. Гефест соответствует стереотипу сильного молчаливого мужчины. Поскольку он чувствует глубоко и напряженно, вокруг нередко создается весьма беспокойная атмосфера, но попытки вызвать его на разговор ни к чему не приводят.

Кроме того, когда женщину рассказывает о себе, она никогда не может понять, как Гефест воспринимает ее слова. Вначале создается впечатление что он никак не реагирует на разговор, но много лет спустя может оказаться, что беседа его очень обеспокоила или тронула.

Можно попытаться изменить его и сделать более общительным. Возможно это принесет определенные плоды, – но скорее всего не принесет. Обычно женщине, состоящей в браке с Гефестом, приходится примириться с мыслью что попытки наладить общение с мужем ни к чему не приведут и от них лучше отказаться.