Гермес

ГЕРМЕС, ВЕСТНИК БОГОВ И ПРОВОДНИК ДУШ:
посланник, хитрец, путешественник

Гермес как бог, архетип и мужчина олицетворяет быстроту движения, живость ума, непринужденность речи. Как мужской образ и как метафора, он движется проворно, без труда пересекает границы и с легкостью переходит с уровня на уровень.

Подобно богу-Гермесу, Гермес-архетип обладает как позитивным, так и негативным потенциалом. Изобретательность, талант общения, живость ума и способность действовать быстро – все эти качества можно использовать и для творческих достижений, и для обмана. Кроме того, Гермес-архетип выполняет такие безусловно позитивные функции, как распространение информации и спасение детей.

%d0%b3%d0%b5%d1%80%d0%bc%d0%b5%d1%81

Гермес часто путешествовал между Олимпом и подземным миром, Олимпом и землей, землей и подземным миром. Он свободно перемещался между уровнями, легко пересекая границы.

Мужчины (и женщины), обладающие такой мобильностью, чувствуют себя как рыба в воде в мире дипломатии, средств массовой информации и коммерции. Они занимаются торговлей и коммуникацией – переносят товары, информацию и культурные ценности из одного места в другое. Для мужчины-Гермеса обычное дело перемещаться из города в город, из страны в страну, проникать через «железный занавес» и быть первопроходцем. Гермес может путешествовать лично или же посредством радио, телевидения и печатного слова. Заключать сделки, делать деньги, создавать альянсы – все это для мужчины-Гермеса занятия исключительно увлекательные.

Современный Гермес может быть служащим министерства иностранных дел, сотрудником мультинациональной корпорации, торговым представителем, всемирно известным ученым, читающим лекции в разных странах, или туристическим гидом. И в переговорах об условиях международного договора, и во время торга за безделушку на барахолке качества Гермеса помогут мужчине найти убедительные доводы и проявить творческий подход к решению коммерческих вопросов.

Вопросы законности и морали не особенно занимают ум Гермеса. Мысли о добре и зле редко лишают его сна. Этот человек может быть адвокатом мафиозных структур, с гермесовой легкостью пересекая границу между миром, где правит закон, и криминальным подпольем. Его заботит лишь одно: сработает ли уловка или принесут ли переговоры успех. Умение мыслить творчески помогает ему отлично решать самые разные проблемы.

В первый же день жизни Гермес похитил коров своего брата Аполлона и ловко замел следы, прикрепив к своим ногам ветки и заставив коров идти задом наперед. Затем, пытаясь уйти от ответственности, он разыгрывал невинного младенца и беззастенчиво лгал. Это Гермес-хитрец, архетип, известный во всем мире. Его характерными чертами являются ум, хитрость и умение менять свой облик.

Однако в реальной жизни хитрец чаще становится жуликом, а не сказочным героем. Это может быть пройдоха-торговец, чьи умно сработанные приманки заставляют людей покупать то, что им не нужно, или отъявленный мошенник, обманывающий доверчивых людей. Архетип Гермеса-хитреца воплощается в обаятельном пройдохе, не признающем никаких общественных норм, который лжет и ворует без малейших угрызений совести.

Однако этот аспект Гермеса совсем не обязательно проявляется негативно. Качества хитреца помогают психотерапевту понять, что происходит в уме пациента, детективу – достичь выдающихся успехов в своем деле, человеку любой профессии – проявлять уникальный творческий подход к решению самых разнообразных задач.

В мифологии Гермес часто служит для кого-либо проводником между мирами. В качестве психопомпа он сопровождал души умерших в подземный мир. Кроме того, он вывел Персефону из царства Гадеса, проводив ее к матери, Деметре.

Символами Гермеса служили «гермы» – невысокие колонны или кучи камней, отмечавшие границы владений, дороги, места захоронений, а также помещавшиеся у дверей домов. Таким образом, Гермес был богом, который устанавливал границы и свободно пересекал их.

Психоаналитик-юнгианец Мюррей Штайн называет Гермеса богом значимого перехода. Гермес – это архетип, присутствующий на «переходных» психологических стадиях – в частности, в среднем возрасте. Он лиминальный бог, присутствующий в переходном пространстве (от греческого слова liтеп – пространство под дверью или порог).

Нередко роль Гермеса играет психотерапевт, выполняя функцию проводника душ во время перехода между важными жизненными этапами. Люди ищут помощи в периоды депрессии после утраты близкого человека или привычной жизненной роли, в моменты неопределенности и тревоги перед лицом чего-то нового; или же во время перехода к очередной жизненной стадии. В течение некоторого времени психотерапевт сопровождает человека на жизненном пути, как сопровождал путешественников Гермес. Иногда терапевт помогает пациенту увидеть опасность, спасая его от гибели, – как Гермес спас Одиссея, явившись ему, когда тот шел на встречу с волшебницей Киркой (Цирцеей), которая превратила его спутников в свиней. Гермес предупредил Одиссея об опасности и дал защиту от чар колдуньи.

Образ Гермеса ведет также человека, желающего познать и осмыслить царства духа (Олимп), человеческой жизни (земля) и души (подземный мир), а затем рассказать другим о том, что он узнал. Как путешественник между уровнями, Гермес стремится понять разные миры, включить их друг в друга и наладить общение между ними. Это мир ума и интеллекта (Олимп), мир, где руководит и действует эго (земля), и коллективное бессознательное (подземный мир).

У мужчины-Гермеса очень острый ум. Он мгновенно схватывает значение идеи или ситуации и быстро действует, руководствуясь интуицией. Физически этот мужчина нередко тоже «всегда в движении» – он быстро и изящно движется от человека к человеку, от места к месту, от идеи к идее. Привязать его к одному месту так же сложно, как удержать в руке ртуть.

Гермес – вестник богов; проводник душ в подземное царство; покровитель путешественников; бог ораторов, воров, предпринимателей и спортсменов; изобретатель чисел, алфавита и двух музыкальных инструментов (лиры и свирели). В выборе работы и в отношении к ней мужчина-Гермес проявляет свое подобие этому богу: он едва ли станет крупным специалистом в узкой области или счастливым винтиком в механизме большой корпорации. Для такой яркой индивидуальности с широкими интересами, как Гермес, и то, и другое маловероятно. Он не любит делать что-либо «по схеме». Его живой ум быстро находит альтернативные пути и решения. В любой сфере деятельности он проявляет изобретательность, склонность к обобщениям и предприимчивость. Он авантюрист в самом нейтральном значении этого слова: мужчина, способный сразу же понять, какую пользу может принести ему человек или идея, и всегда готовый ухватиться за представившуюся возможность. Это качество в сочетании с талантом к общению делает его хорошим торговцем и дипломатом. Прирожденный новатор, он соединяет идеи из разных областей. Осуществляя свои желания, этот человек нередко расширяет границы возможного.

Обаятельный мужчина-Гермес появляется в жизни женщины неожиданно: они знакомятся в самолете; он – иногородний друг хозяина вечеринки (на которой нет ни одного нового лица, кроме него); она стоит на обочине с лопнувшей шиной, и он приходит к ней на помощь. Этот мужчина дружелюбен и всегда готов помочь. Очаровательный собеседник, он недавно был в тех местах, о которых она только что читала; от него веет духом приключений и магнетической порочности. Она думает, что наконец встретила мужчину своей мечты, – но его не удержишь.

Типичный Гермес неожиданно появляется в ее жизни и так же внезапно исчезает. Например, он уезжает в командировку, затем звонит ей и рассказывает о цепи обстоятельств, которые вынуждают его пробыть в отъезде дольше, чем планировалось, и теперь непонятно, когда он вернется. Возможно, он еще пришлет открытку. Затем он совсем пропадает без дальнейших объяснений, а возвратившись, не попросит прощения. «С глаз долой – из сердца вон» – это о нем.

У мужчины-Гермеса складываются прекрасные взаимоотношения с женщинами, которые не питают по отношению к нему нереалистических ожиданий и не предъявляют неприемлемых требований. Подруги такого мужчины рады, когда он рядом, и спокойно относятся к тому, что нередко он подолгу не дает о себе знать. Иногда он может позвонить или прислать открытку, а между тем двери ее дома всегда открыты для него. Вероятно, в их дружбе был период половой близости, и, возможно, они иногда повторяют этот опыт.

Есть у мужчины-Гермеса и более темные, эксплуататорские склонности. Такой мужчина склонен действовать импульсивно, беря то, что он хочет, и тогда, когда он хочет, – в этом негативная сторона характера Гермеса. Стремясь соблазнить женщину, он может сознательно манипулировать ею. Ради того чтобы добиться своего, он лжет, излучает обаяние и делает все, чтобы заполучить ее, совсем не заботясь о том, как их роман скажется на ней или на ее браке (если женщина замужем). При этом он и не думает выполнять обещания, которые дает в период ухаживания.

Гермес – один из самых дружелюбных богов в греческой мифологии, защитник и покровитель атлетов, торговцев, путешественников, воров и музыкантов. Он проводит много времени в компании самых разнообразных мужчин.

Все это касается и мужчины-Гермеса. У него есть общие дела со многими мужчинами. Очень многие знакомые считают его своим другом, – и действительно, друзей у него намного больше, чем у людей других типов. Он частенько заходит к приятелям, чтобы перекинуться в карты или поиграть в гольф. Гермес-музыкант может наведываться к друзьям-коллегам с инструментом, чтобы помузицировать вместе. Гермес-бизнесмен то и дело обращается к приятелям с деловыми предложениями, желая «взять их в долю». При этом он довольно щедр, – нащупав жилу, он охотно делится с друзьями, которые бывают искренне благодарны ему за возможность подзаработать.

При всей своей любви к общению Гермес в душе одиночка. Он дружелюбен от природы, что помогает ему завязывать знакомства со многими людьми и заниматься с ними общими делами. Поскольку мужская дружба чаще основана на совместной деятельности, чем на стремлении поделиться внутренним миром (что повлекло бы за собой открытость и уязвимость), у мужчины-Гермеса намного больше друзей, чем у мужчин других типов. Обычно среди друзей Гермеса есть представители самых разных классов и люди самых различных интересов – которые он, скорее всего, разделяет.

В сфере сексуальности, как и во всех остальных областях, мужчина-Гермес ценит личный опыт и стремится к эксперименту. В своих исследованиях он не признает границ. В результате он, как правило, приобретает весьма богатый опыт с разными людьми и в разнообразных обстоятельствах. Нередко мужчина-Гермес ведет себя очень импульсивно и использует любые представляющиеся ему возможности, ничуть не заботясь о последствиях его действий для окружающих, а также об их чувствах и потребностях. Насколько он щепетилен и внимателен к другим, зависит от наличия других архетипов в его психике, а также от воспитания, вероисповедания и принятых в обществе норм.

Если мужчина-Гермес эмоционально останется вечным юношей, – что не редкость для этого архетипа, – он будет самым заядлым из холостяков. Его стремление «быть всегда в движении» и «ни к чему не привязываться» сказывается на взаимоотношениях с женщинами. Танцуя, он уносится прочь, едва отцветет первый цветок любви. Привязанность или собственнические чувства в женщине заставляют Гермеса бежать без оглядки.

Зрелый Гермес вполне способен на серьезное отношение к работе и на прочные взаимоотношения. И все же вполне вероятно, что в обоих сферах он останется одиночкой. Вступая в брак, он рассчитывает, что женщина в его отсутствие управится в доме сама и сумеет поддержать огонь в очаге до возвращения мужа. Он приходит и уходит, не рассказывая ей о своей работе и не ожидая, что она проникнется его проблемами и как-то поможет ему их решить

Когда архетип Гермеса оказывает сильное влияние на психику человека, его поведение – неприемлемые действия, импульсивность, неумение думать о последствиях – может навлечь на него проблемы. Теневые аспекты Гермеса порождают определенные дефекты характера.