Арес

АРЕС, БОГ ВОЙНЫ:
воин, танцор, любовник

Арес как бог, архетип и человек воплощает в себе образ мужской силы, напористости и готовности к действию. Сердце и инстинкты побуждают его действовать и реагировать физически, не задумываясь о последствиях. Его отец, Зевс, не любил этого сына и никогда не принимал его сторону в спорах, – подобным образом, качества Ареса не встречают позитивной оценки в патриархальном обществе.

%d0%b0%d1%80%d0%b5%d1%81

Арес (римляне называли его Марсом) был богом войны. Из двенадцати олимпийских богов он пользовался наименьшим почетом у греков – им претило его безрассудство и склонность терять голову от ярости в бою. Арес воплощал неуемную страсть к драке и кровопролитию. Римляне же, наоборот, высоко чтили Марса – в их пантеоне он был вторым по значению богом после Юпитера (Зевса). Для них он был защитник народа и отец основателей Рима, близнецов Рема и Ромула.

Его изображают в облике сильного энергичного мужчины, иногда с бородой, иногда без, обычно в шлеме и со щитом, мечом и копьем, иногда с металлическим нагрудником, и изредка – в полных доспехах.

Архетип Ареса, как и сам этот бог, проявляется через страстные бурные реакции. Под воздействием архетипа Ареса всплеск эмоций непосредственно влечет за собой физическое действие. Это реактивный архетип, всецело погруженный в момент «здесь и сейчас». Архетип Ареса, несомненно, предрасполагает человека постоянно жить телесными ощущениями, что может очень позитивно сказаться на сексуальности. Однако, когда в нем вскипает ярость, Арес действует под влиянием инстинктов и нередко попадает в ситуации, неблагоприятные для него самого и опасные для окружающих. Арес не принимает во внимание, с кем имеет дело и каких последствий следует ждать, и из-за этого у него могут возникнуть проблемы.

Арес воплощает в себе агрессию, импульсивный порыв вступить в бой, тот инстинкт, который влечет некоторых мужчин в гущу конфликта и побуждает бездумно орудовать ножом или кулаками. Если этот мужчина служит в армии, он может стать героем, увешанным наградами, в чьем послужном списке то и дело встречаются слова «пренебрегая опасностью и рискуя собственной жизнью, он…».

Мифологический Арес символизирует неуправляемое иррациональное неистовство битвы. Он опьянен атмосферой сражения. В реальной жизни в мужчине нередко действительно пробуждает Ареса алкогольное опьянение, – в результате возникают потасовки в барах. Арес вступает в драку не ради состязания и не из стратегических соображений, – это просто эмоциональная реакция на провокацию.

В архетипе Ареса отражена страсть битвы. В изображении Гомера Арес – это бог, любящий войну ради самой войны, наслаждающийся бряцаньем оружия и ревом сражающихся армий, убийством и разрушением. Этот аспект Ареса объясняет то упоение битвой, которое испытывает как забияка из бара, так и удостоенный многих наград герой войны.

Страстность натуры Ареса, его склонность к физическому действию и глубина, с какой он погружается в эмоции момента, – все это определяет Ареса как любовника. Занимаясь любовью с богиней, имеющей самый богатый половой опыт, Арес не переживает по поводу того, как он выглядит в сравнении с другими. Его страстная сексуальность носит очень личный характер и лишена дионисийской надличной составляющей.

Согласно греческому мифу, наставник Ареса Приап вначале научил мальчика танцевать и лишь потом занялся с ним военным делом. Хотя об этой стороне жизни Ареса рассказано мало, искусство танца очень близко данному архетипическому образу. Такой человек больше расположен к деятельности в физической, чем в умственной сфере, его тело и эмоции действуют синхронно. Он вполне может стать танцором, и совершенно логично, что страсть и эмоциональность играют в его творчестве более важную роль, чем техника. Например, танец Михаила Барышникова вызывал у зрителей не хладнокровное восхищение красотой и точностью движений – хотя эт

Архетип Ареса, – как и сам этот бог – встречает пренебрежение со стороны мужчин, склонных демонстрировать свою силу, не вступая в физический контакт, хладнокровных стратегов и ловких обманщиков (ведь нередко они не гнушаются обманом, когда хотят отнять у кого-то власть или добиться близости женщины). Если Арес мог снизойти до роли простого солдата на поле брани, Зевс предпочитал метать молнии издалека, а Гермес, вместо того чтобы вступить в прямое единоборство с братом-соперником Аполлоном, просто украл его коров. Греки идеализировали рационализм и ясность мышления, и, начиная со времен античности, эти качества являются главными патриархальными ценностями. Зевс ненавидел Ареса. С психологической точки зрения, Арес представляет собой тень Зевса – ту часть натуры, которой тот пренебрегает, поскольку она в нем недостаточно развита и (или) противоречит идеализированному образу себя.

Точно так же отвергают и недооценивают Ареса в нашей культуре. Ныне атрибуты Ареса приписывают чернокожим – к ним проявляют то же пренебрежение и презрение, какое испытывал Зевс по отношению к богу войны. Сексуальность, склонность к насилию, даже хореографические способности Ареса (качества, фактически совпадающие с расистскими стереотипами) – все это атрибуты «плохого» сына.

Эти ценности и суждения из поколения в поколение культивируются в белых семьях. Пациенты-мужчины нередко рассказывают, что в детстве их не замечали и не ценили, поскольку преуспевающий отец отдавал предпочтение брату или сестре с лучше подвешенным языком и более живым умом. Один пациент всякий раз чувствовал себя круглым идиотом и не мог выдавить из себя ни слова, когда отец, пытаясь втянуть сына в беседу, задавал ему при гостях умные вопросы. При этом мальчишка добивался немалых успехов в спорте, но отец ни разу не пришел к сыну на стадион и даже не спрашивал о тренировках. Несмотря на отсутствие поддержки со стороны отца, этот мальчик, по меньшей мере, вообще занимался спортом и имел возможность воплотить архетип Ареса. А многие мужчины принимают пренебрежительное отношение к Аресу как должное и подавляют этот архетип в своем характере, чтобы приспособиться к требованиям общества и добиться успехов в жизни. Им неведома радость того, что ты хорошо делаешь дело, архетипически близкое тебе.

Благоразумный человек предпочитает не вступать в конфликт с близкими Ареса, ибо это означает навлечь на себя неотвратимую кару. Бог войны всегда готов постоять за своих друзей, дочерей и сыновей. На самом деле Арес – это единственный бог, который так себя вел. Позже бог Марс столь же ревностно защищал граждан Рима.

Мужчина-Арес напорист, активен, очень эмоционален. Он воплощается в человеке, который реагирует на внешние раздражители, не раздумывая. Некоторые врожденные черты то и дело втягивают его в различные неприятности, и то, как сложится жизнь этого человека, во многом зависит от отношения к нему окружающих.

Темперамент Ареса располагает его к интенсивному физическому труду, он любит работать руками, пользуясь инструментами, и получает наслаждение от движения. Бумажная работа и долгосрочные проекты вызывают у него скуку и нетерпение. Арес плохо вписывается в корпоративную иерархию. Его привлекают работы, подразумевающие некоторую долю риска, и если он не разбрасывается на разные увлечения, то со временем достигает значительного мастерства в выбранном деле. Ему нравится работать в коллективе, и он проявляет братскую привязанность по отношению к другим мужчинам.

Если, следуя зову Ареса-воина, он поступит на службу в армию или на флот, его послужной список, скорее всего, будет пестреть дисциплинарными взысканиями. Он либо останется до конца службы в чине унтер-офицера, либо получит продвижение в ходе боевых действий. Если в его психике активны также и другие архетипы, он может дорасти до офицера, но приобретет репутацию вояки, всегда стремящегося к настоящему делу. Солдаты удачи, наемники всех армий, воины французского иностранного легиона, – очень часто эти люди воплощают в себе архетип Ареса-воина.

Вступив на поприще профессионального спорта, Арес способен отдать команде себя всего, но нередко ему бывает трудно сдерживать агрессию в острых ситуациях. Если он научится сдерживать свои реакции на спорный свисток судьи или провокации соперника (импульсивность вполне может обернуться для Ареса штрафными очками), это сослужит ему хорошую службу и в других сферах жизни. Хоккеист или футболист, не умеющий обуздывать свой бурный нрав, вредит и себе, и команде, провоцируя судью на назначение пенальти – за грубую игру, за нарушение правил, за пререкания с судьей.

Став человеком искусства – актером, музыкантом, танцором, – Арес нередко привлекает внимание своей эмоциональностью и эксцентричным поведением на сцене и вне ее.

Деятельные и рисковые люди с характером Ареса часто становятся строителями и нефтяниками. Они хорошо зарабатывают и легко тратят деньги.

Успехи Ареса очень зависят от везения, поскольку он не склонен строить долгосрочные планы. Иногда успех приходит в результате цепи взаимосвязанных событий. Кроме того, такой мужчина может преуспеть за счет развития тех или иных врожденных качеств, – но они развиваются не благодаря прилежанию и упорству, а просто потому, что он может долго заниматься тем, что ему нравится.

Согласно мифам, возлюбленной Ареса была Афродита, – и именно с женщинами этого типа у мужчины-Ареса наилучшая совместимость. У них с богиней любви и красоты сходные темпераменты, их объединяет эксцентричность и чувственность. Оба живут здесь и сейчас. В их жизни то и дело случаются «фейерверки» – яркое пламя эротики и искрометные вспышки гнева. Между ними то и дело вспыхивают ссоры, за которыми всегда следует примирение. Однако, несмотря на такую экспрессивность, их взаимоотношения нередко вполне гармоничны – эти люди проявляют друг к другу намного больше взаимного приятия и терпимости, чем любой из них может получить от кого бы то ни было другого. Крайне неблагоприятным для обоих партнеров будет союз между эмоционально травмированным, гневливым и жестоким Аресом и женщиной с заниженной самооценкой, пережившей издевательства в детстве.

Женщина-Афина с отточенным умом стратега будет относиться к мужчине-Аресу так же, как богиня Афина, которая постоянно норовила проучить бога войны за эмоциональность и импульсивность. Женщины, ценящие в мужчине прежде всего статус и умение зарабатывать деньги, а также ждущие, что он обеспечит им уверенность в завтрашнем дне, не рассматривают Ареса как потенциального супруга. Некоторых отталкивает его манера поведения, воспринимаемая как бесцеремонность. Поэтому мужчина-Арес нередко чувствует, что женщины его осуждают и считают неполноценным. Такое отношение пробуждает в нем обиду, проявляющуюся в гневе – и дальнейшем отчуждении.

Мужчину-Ареса часто связывают приятельские отношения со многими женщинами, с которыми он может быть очень ласков и обходителен независимо от их возраста, но в число его лучших друзей женщины, как правило, не попадают. Обычно его не связывают с женщинами ни общие увлечения, ни работа.

Ареса влечет к таким женщинам, с кем он может вести себя искренне и спонтанно, проявляя свою симпатию физически. Секс, танец, совместная трапеза, игра – он всецело погружается во все эти виды деятельности и предпочитает, чтобы женщина тоже отдавалась им полностью.

Мужчина-Арес любит проводить время в обществе других мужчин – заниматься общим делом, играть в различные игры, устраивать розыгрыши, смотреть спортивные передачи или заниматься спортом. Такого мужчину не привлекают глубокие беседы или философские рассуждения, его темы для разговора ограничиваются женщинами, спортом, собственными делами и делами друзей. Он привязан к друзьям и всегда готов выступить на их защиту.

Нередко самые прочные связи объединяют Ареса с людьми в форме, вместе с которыми ему приходилось идти в бой и яростно сражаться за победу – идет ли речь о боевых действиях, спортивных состязаниях или криминальных разборках. В подобных обстоятельствах его агрессивность оказывается ценным качеством, и он получает возможность проявить себя в полную силу. В этой среде он может заплакать, и его не назовут слабаком, или крепко обнять товарища, не пробудив ни в ком гомофобных чувств.

Этот человек очень болезненно переносит, когда товарищи его избегают или делают из него козла отпущения – что нередко случается с мальчиком или мужчиной Аресом. Ему не просто обидно, он чувствует, что его лишили мужской дружбы, в которой Арес отчаянно нуждается.

Мужчина-Арес не стремится к браку, но и не избегает его. Он полностью поглощен текущим моментом и не строит далеко идущих планов. Этот человек не задается вопросами: «Будет ли эта женщина хорошей женой?», «Какая из нее получится мать?», «Как наш союз скажется на моей карьере?», «Женюсь ли я на ней?».

Если другие – женщина, ее родители, его родители – хотят этой свадьбы, то она состоится. Мужчина-Арес часто женится сразу после окончания школы, особенно если он выходец из рабочей среды, где это принято. Поскольку он обладает страстной чувственной натурой, брак часто становится следствием беременности. Если он любит жену, если они счастливы в сексе, если у него есть надежная работа, если он может иногда играть в футбол или баскетбол с приятелями и если его жена удовлетворена их совместной жизнью, тогда он не ропщет на судьбу. Семья и стабильная работа служат ему опорой в жизни, он доволен собой и доволен окружающими.

Из всех олимпийских богов Аресу доставалось больше всего. Этого бога то и дело били и унижали. Точно так же и мужчин-Аресов нередко обижают и отвергают в детстве и в юности. Результатом некоторых личных черт и негативного отношения окружающих становится целый ряд тревожащих мужчину-Ареса проблем.

Если партнерша мужчины-Ареса ревнива, их взаимоотношения обещают быть очень неспокойными. Мужчине-Аресу трудно сохранять верность – она не является для него чем-то естественным, но может вызреть через любовь и преданность. Ему нужно научиться говорить «нет» минутным порывам и собственной аморальной, чисто инстинктивной сексуальности, – иначе решения будет принимать не он, а его член. Отдаленные последствия имеют для Ареса намного меньшее значение, чем сиюминутная ситуация, – даже в случае, если прежде он уже не раз наступал на эти грабли. Партнерша оскорблена – «Как ты мог!» – и винит его во всех смертных грехах. Для Ареса характерно учиться на собственном опыте, и обычно он усваивает урок только после многих повторений.

Если же женщина склонна терзаться необоснованной ревностью, то Арес непроизвольно подогревает ее тем, что не умеет вразумительно отчитаться за время своего отсутствия. Может быть, он задержался в баре, увлекшись беседой или игрой, а может, просто засиделся на лавочке в парке, потеряв счет времени. Если женщину мучит ревность, то она не может рассчитывать, что Арес сумеет уберечь ее от лишних переживаний. Однако после нескольких скандалов, осознав, какую боль причиняет его возлюбленной ревность, он может научиться говорить «нет» соблазнам или звонить ей, когда по каким-то причинам задерживается. У мужчины другого типа такое безответственное поведение может быть косвенным проявлением враждебности или обиды: он помнит о ревнивой возлюбленной, но хочет помучить ее. Арес же скорее всего просто находится во власти текущего момента и забывает предупредить любимую.