Геката
Геката:
властительница мрака, богиня ночи
Геката, в греческой мифологии властительница мрака, богиня ночи. Геката властвовала над всеми привидениями и чудовищами, ночными видениями и чародейством. Родилась она в результате брачного союза титана Перса и Астерии. Царь богов Зевс наделил ее властью над судьбами земли и моря, а Уран одарил несокрушимой силой. От Форкиса Геката родила Сциллу.
У Гомера мы не встречаем имени Геката; в “Теогонии” же Гесиода, где о ней впервые упоминается, она называется дочерью титана Персея; другие называют ее дочерью Зевса и Деметры или Зевса и Геры. Дочь Перса и Астерии (Аполлодор и Гесиод). Еще в царствование Урана она была одарена великой силой, а Зевс, в благодарность за помощь в титаномахии, наградил ее властью над судьбами земли и моря. Отождествлялась с Селеной, Персефоной, Артемидой. У Гекаты было три тела, соединенных воедино, шесть пар рук и три головы.
Греки считали, что Геката блуждает в глубокой тьме по ночам со своими постоянными спутниками совами и змеями, освещая себе путь чадящими факелами. Она проходила мимо могил вместе со своей ужасной свитой, окруженная чудовищными собаками из царства Аида, обитающими на берегах Стикса.
Геката посылала ужасы и тяжкие сны на землю и губила людей. Она помогает волшебницам, которые, как, например Цирцея и Медея, учатся у нее своему искусству. Иногда Геката помогала людям, так, например, именно она помогла Медее добиться любви Ясона. Считалось, что она помогала колдунам и чародеям.
Древние греки верили: если принести Гекате в жертву собак, стоя при этом на перекрестке трех дорог, то она поможет снять чары и избавит от злой порчи. Подземные боги, подобные Гекате, олицетворяли главным образом грозные силы природы. В честь Гекаты также назван сотый астероид в поясе малых планет.
Геката, греч. — дочь титанидов Перса и Астерии (варианты: Зевса (Аида) и Геры, или Зевса и Деметры). Геката — богиня мрака, ночных видений, чародейства и магии, она также покровительствует охоте, пастушеству, разведению коней, охраняет детей и юношей, общественным занятиям человека (в суде, народном собрании, состязаниях в спорах, в войне), на войне. У нее три тела и три головы. Ее священное животное — собака, в жертву ей приносили щенков. Мифы рисуют ее носящейся над перекрестками дорог, около могил в сопровождении адских псов и ведьм. Ее рисуют не только с собаками, но и со змеями, кинжалами и ключами. Она может наслать ужасы и тяжкие сны, но и защитить от них, от злых демонов и колдовства. Ей помогает чудовище Эмпуса, а так же духи – демоны Керы.
Она получила от Зевса в удел власть над судьбой земли и моря, была одарена Ураном великой силой (Hes. Theog. 409-420). Геката – древнее хтоническое божество, которое после победы олимпийцев над титанами сохранило свои архаические функции, даже было глубоко чтимо самим Зевсом, войдя в число богов, помогающих людям в их повседневных трудах.
Ночная, страшная богиня, с пылающим факелом в руках и змеями в волосах, Геката – богиня сильного колдовства, к ней обращаются за помощью, те кто занимаются магическими манипуляциям и таинствами. Она помогала Медее добиться любви Ясона и в приготовлении зелий. Геката – ночная «хтония» и небесная «урания», «неодолимая» – бродит среди могил и выводит призраки умерших. В образе Гекаты тесно переплетаются хтонически-демонические черты доолимпийского божества, связывающего два мира – живой и мёртвый. Она – мрак и вместе с тем лунная богиня, близкая Селене, что уводит происхождение Гекаты в пределы Малой Азии. Ее можно считать ночным отражением Артемиды ведь она так же охотница, которую сопровождает свора собак, но её охота – это мрачная, ночная охота среди мертвецов, могил и призраков преисподней. Геката близка Деметре и ее жизненной силе земли, Персефоне – олицетворению подземного мира, которую она помогает искать матери. Римляне отождествляли Гекату со своей богиней Тривией – «богиней трёх дорог». Изображение Гекаты помещалось на распутье или перекрёстке дорог, где ей обычно приносили жертвы. Образ Гекаты совмещает мир героической мифологии и архаический демонизм. В современном неоязычестве Геката нашла новое воплощение и приобрела большую популярность, за ее покровительство в колдовстве и магии.
Ночная страшная богиня с пылающими факелами в руках и змеями в волосах, Геката – богиня колдовства, волшебница и покровительница волшебства, совершающегося под покровом ночи. К ней обращаются за помощью, прибегая к специальным таинственным манипуляциям. Миф вводит ее в род волшебников, превращая в дочь Гелиоса и устанавливая тем самым родство с Киркой, Пасифаей, Медеей, которая пользуется особым покровительством богини: Геката помогала Медее добиться любви Ясона и в приготовлении зелий.
Таким образом, в образе Гекаты тесно переплетаются демонические черты доолимпийского божества, связывающие два мира – живой и мертвый. Она – мрак и вместе с тем лунная богиня, близкая Селене и Артемиде, что уводит происхождение Гекаты в пределы Малой Азии. Гекату можно считать ночной аналогией Артемиды; она тоже охотница, но ее охота – это мрачная ночная охота среди мертвецов, могил и призраков преисподней, она носится в окружении своры адских псов и ведьм. Геката также близка Деметре – жизненной силе земли.
Богине чародейств и повелительнице призраков Гекате три последних дня каждого месяца, которые считались несчастливыми.
Посредница
Главная роль женщины – Гекаты – быть посредницей. Она может общаться с самыми разными людьми, представителями разных социальных слоев и мировоззрений. Другие люди, которых она связывает между собой, или наоборот, с которыми общается отчетливо раздельно, могут вовсе не пересекаться в своей обычной жизни, словно представители разных планет или галактик. Они могут быть и “классовыми врагами” друг другу (слесарь – сборщик и модель легкого поведения), и социальными конкурентами (психолог и гадалка). А женщина – Геката везде чувствует себя немного своей, не “своей в доску”, скорее чужой, но все же имеющей доступ в самые разные места и к самым разным людям. Ей удается входить если не в любые, то во многие двери, причем самым удивительным образом.
Она даже может сделать эту способность частью своей работы, например, став свахой, колдуньей, врачом нетрадиционной медицины, психотерапевтом. Или развить эту способность на такой работе. Правда, это не относится ко всем женщинам, чья профессия заставляет их общаться с огромным количеством людей. Для ощущения в себе принципа Гекаты необходимо некоторое непостоянство, постоянное движение и возможность быстро менять правила.
Собирательница историй
Женщина – Геката часто знает много всяких историй и умеет их рассказывать. Это могут быть реальные, но необыкновенные события, участницей или свидетельницей которых она была, а иногда легенды или даже сказки. Ее обычно увлекает канва сюжета или событий, вне зависимости от их достоверности. Она умеет видеть эту главную нить, вокруг которой все происходит. Также она может видеть и то, к чему приведут те или иные поступки в жизни человека. Она знает, что такое выбор и к чему он ведет. Не зря статуи Гекаты ставились на перекрестках трех дорог. “Пойдешь направо – коня потеряешь, пойдешь прямо – жену найдешь, пойдешь налево – жизни лишишься” – русский сказочный аналог изображений греческой Гекаты.
Женщинам – Гекатам свойственны цепкий взгляд, наблюдательность, умение подмечать психологические нюансы, развитая интуиция и способность к анализу. Они, как правило, талантливые рассказчицы, и часто становятся профессиональными авторами. Здесь легко вспомнить некоторых современных писательниц: Клариссу Пинколу Эстес, написавшую книгу о женщинах “бегающих с волками” и автора книг в стиле “фэнтэзи” Далию Трускиновскую. Их книгам присущи плавная переливающаяся речь (читаешь – как будто слышишь!), поэтичность и вместе с тем яркая достоверность. Одна история сменяется другой и во всем этом чувствуется правда жизни.
Целительница
К богине Гекате обращались, когда исцеление болезни под воздействием ритуалов других богов не происходило. Обычно это касалось того или иного рода безумия. Считалось, что боги насылают болезни на людей и они же способны излечить человека, если тот правильно их ублажит. Позднее колдуньи, которые ассоциировались со служительницами Гекаты, могли как наслать порчу, так и излечить от нее. Примечательно, что растением Гекаты считался аконит – крайне ядовитый цветок.
Современной женщине – Гекате не обязательно играть роль колдуньи – целительницы, хотя встречаются и такие дамы. Она может стать тем же врачом – гомеопатом , фитотерапевтом, или даже медицинским астрологом. При этом для того, чтобы воплощать в себе элемент Гекаты требуется умение сочетать различные специализации.
Шутница и “матершинница”
Женщины – Гекаты любят пошутить. Обычно это специфический женский юмор. В греческой мифологии персонажем, отражающим эту сторону женской природы, является нянька Баубо, старая женщина, сумевшая непристойными шутками развеселить горюющую по своей похищенной дочери Деметру. Юмор Гекаты – а она была и покровительницей деторождений – часто касается сексуальной сферы. Так со знанием дела и некоторой отстраненностью наблюдателя шутят только женщины – Гекаты.
Женщины – Гекаты умеют не только шутить, они могут и, что называется, “припечатать”. Фраза, прозвище или оценка, данная ими какому-то человеку, может быть настолько же неприличной, насколько и точной. И будет передаваться из уст в уста. Вспомним, как славившаяся своими высказываниями Фаина Раневская дала прозвище известному режиссеру – “перпетуум кобеле”. В этом вся точность и лаконичность оценок женщины – Гекаты.
Сплетница
Намеки и полунамеки, движения бровями “ну, ты понимаешь, о чем я” – все это язык женщины – Гекаты. Если разговаривающие женщины неожиданно замолкают, когда кто-то входит или проходит мимо, и провожают его подозрительными и недовольными взглядами – при этом разговоре незримо присутствует эта богиня. Элемент Гекаты в женщине активизируется сам собой при передаче сплетен, различных сведений и просто “чесания языком”, точнее “перемывании косточек” друзьям и знакомым.
Женщины – Гекаты обычно хорошо знают, что происходит вокруг, среди ближайшего, да и далекого окружения. Например, они могут точно сказать, когда сделала последнюю операцию по восстановлению девственности дочь жены двоюродного брата их знакомой и как радуется ее сорокапятилетний жених, которому она “в двадцать два года девочкой досталась”. Они не всегда собирают информацию целенаправленно, но однажды услышав, все запомнят и при случае используют. Или просто ненароком “передадут дальше”. “Перемывание косточек” может и вовсе стать их излюбленным “видом отдыха”. Они выяснят, что с кем произошло, изложат свои версии истинного хода событий и их причин, скорее осудят, чем похвалят участников и выскажут свои прогнозы на будущее. В таком приятном занятии и время летит незаметно.
Неписаные правила
Ярко выраженные женщины – Гекаты знают множество неписаных правил человеческой судьбы и своей профессиональной специализации. От простейших примет “в мае жениться – всю жизнь маяться” до указаний “через ноги юбку надевать нельзя – трудные роды будут”. Большинство подобных женских правил связано либо с деторождением и детьми, либо со смертью: “Беременной женщине нельзя смотреть на пожар – у ребенка родимое пятно появится”, “Нельзя переступать через ребенка – он расти не будет”, “Нельзя хлеб класть вверх тормашками – умрешь кверху задом”. Есть и профессиональные приметы, например врачей “скорой помощи”: “Если во время автокатастрофы с человека слетела обувь – его жизнь в опасности”, деревенских колдуний: “Привороженный долго не живет”. Обычно они строго соблюдают эти запреты и правила. Например, воровка, пользующаяся внушением и наведением транса на своих жертв (вспомним тут поговорку “вор и ведьма – одна масть”), выносит из дома все ценное, но не берет золотые кресты и другие предметы религиозного культа. Правила используются и в профессиональной деятельности колдуний и могут непосредственно касаться их отношений с клиентами. Лучший пример – обычай брать за услугу “подарок” или “плату на совесть”. Таким образом оплата хоть и не оговаривается прямо, но ее ценность оказывается подчиненной желанию клиента получить желаемое, а с самой мастерицы снимается подозрение в корыстолюбии.
Иногда такие правила используются старыми женщинами для подчинения своих родственников. Например, чтобы утихомирить детей бабка может кричать: “Смеетесь слишком много, смотрите – плакать будете”, наводя этим ужас на маленьких и подавляя волю более старших. Стоит ли говорить, что это не лучший образ поведения женщины – Гекаты?
Карательница
Богиня Геката была покровительницей обиженных, униженных и оскорбленных женщин патриархального античного общества. Это Ужасная и всемогущая Мать, которая накажет обидчиков, нашлет на них безумие, несчастья или еще что-нибудь. Достаточно лишь провести некий колдовской обряд…
В современной жизни реализовавшая себя женщина – Геката способна крепко “насолить” обидчику. При этом она охотно помогает другой женщине. Наиболее яркой и впечатляющей, по крайней мере по услышанным историям, по-прежнему оказывается колдовская месть. Можно это назвать женским фольклором, хотя рассказчицы обычно ссылаются на лично знакомых непосредственных участников событий. Возможно, это современная таинственная быль, своеобразная “изнанка” жизни. Показательна история о невесте – полковничьей дочери, которая перед свадьбой посмеялась над бывшей подружкой своего жениха, которую он бросил беременной. Невесту парализовало, когда она примеряла фату (но беременная вскоре и сама умерла). Или рассказ о трех мужчинах, которые вызвали на дом, “к больной собачке”, девушку – ветеринара и изнасиловали ее, а она потом покончила с собой. И обряд со свиными тестикулами, который провела подруга умершей. Не будем описывать, что случилось потом с этими мужчинами…
Подобные истории все также связывают мужчин, женщин, деторождение, судьбу и смерть.
Путешественница и Путеводительница
В прошлом путешествие было способом оказаться “по ту сторону”, уйти в никуда. Богиня Геката была Путеводительницей на ночных дорогах. В наше время женщина – Геката может быть духовным проводником для людей, заблудившихся в сумерках своей души. Она и сама способна постигать совпадения и закономерности своей собственной судьбы, осознанно выбирать тот или иной путь.
Иногда путешествия женщины – Гекаты оказываются вполне реальными . Магия часто бывает связана или с дорогой, или с пришлыми “чужаками”. За ночлег и еду некоторые женщины до сих пор платят гаданием, исцелением ребенка или советом.
Настоящая работа женщины – Гекаты зачастую оказывается вовсе не тем, что записано у нее в трудовой книжке, и обычно мало связана с полученным ею образованием. Конечно, это касается в основном таких нестандартных профессий как колдунья или сваха. Женщины, выбравшие узаконенные ныне специализации, например психотерапевта или гомеопата, обычно имеют соответствующий диплом и образование. Впрочем, у женщины – Гекаты может быть вообще несколько дипломов, множество сертификатов дополнительного образования, званий как вполне серьезных (вроде традиционного кандидата наук), так и самых причудливых (например, “академика энергоиформационных наук”).
Для того чтобы закрепиться на одном рабочем месте, женщине – Гекате требуется приложить усилия. Как мы помним, греческая Геката была невидимой богиней ночных дорог. Так и женщину – Гекату может “мотать” от одного занятия к другому, она может совмещать сразу несколько профессий. И при том, что она будет в общем и целом делать много всего, она все равно останется незаметной. Чтобы стать признанным специалистом и успешно “вспахивать свою ниву”, ей необходимо развивать в себе Афину или Артемиду.
У женщины – Гекаты обычно прекрасные отношения с другими женщинами. Она помогает и поддерживает Деметру и Персефону, внутренне понимает и хорошо ладит с Артемидой. У нее много общего с женщиной – Афиной. Обе склонны давать оценку событиям и стратегически действовать, каждая в своей сфере. Только Афина предпочитает мужчин – Героев, а Геката помогает женщинам – Жертвам. С Афродитой Гекате делить нечего. Любовные страсти она созерцает несколько издалека, хотя, безусловно, несравненно лучше осведомлена о взаимоотношениях мужчин и женщин, чем та же Гестия. С Гестией ее роднит анонимность и некая скрытая жизнь, а также стремление к духовному опыту. Хотя по так называемым “оккультным услугам” в газетах может создаться впечатление, что женщины – Гекаты много сотрудничают с женщинами – Герами (“верну мужа, оплата по факту”), это все же не так. Хотя даже богиня всегда была готова помочь влюбленной женщине и тем более женщине, брошенной мужчиной. Вспомним, как Геката помогла волшебнице Медее добиться любви Ясона . И все же в жизни у них мало общего. Геката никогда не видела смысла всей своей жизни в муже, да и вообще в мужчинах.
Главная особенность отношений женщины – Гекаты с мужчинами в том, что они не имеют для нее большого значения. Если, конечно, в ней не говорит еще какая-нибудь богиня.